Главная / Книга 3 / Особое мнение. "Революция, а не бунт". Валерий СМИРНОВ.

 

"ПРАВДА", 22 февраля 1992 года, № 41 (26795), стр. 2


ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Революция, а не бунт

Сегодня экономика больше, чем когда-либо, сплелась с по­литикой: действия правитель­ства, ошарашившие страну чудовищным подъёмом цен и не имеющими прецедента на­логами на производителей товаров и услуг, заставляют задуматься о политической подоплёке этих экономических решений. Задуматься по­тому, что именно ельцинский кабинет шёл на президентские выборы 1991 года с требованиями не допустить подъёма цен союзным правительством к упорно бо­ролся с чрезмерностью 35-процентного налога па при­быль.

ЭКОНОМИКУ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЛИТИКА

Сейчас, когда реальный сово­купный налог поднимается до 70-85 процентов прибыли, уров­ня явно конфискационного и не­мыслимого в любой промышленно развитой стране, возникает вопрос: откуда же взялась нало­говая политика, сулящая немед­ленный паралич как промышлен­ного, так и сельскохозяйствен­ного производства? Почему гла­ва правительства, ещё недавно обещавший лечь на рельсы при малейшем подъёме цен, теперь безучастен к их реальному 10-кратному росту, вызванному действиями его администрации? И где та таинственная прави­тельственная программа выхода из кризиса, которую страна не может ни узнать, ни понять?

Ответ прост: её нет и не мо­жет быть, поскольку разруше­ние единой страны в первую оче­редь обернулось катастрофой её экономики, которая в течение десятилетий строилась как монопольная. Её структуру за не­сколько месяцев поменять невоз­можно, ибо нельзя немедленно создать цепь взаимозаменяющих и конкурентных производств - это задача, рассчитанная на годы и крупные капиталовложения, которых нет в силу всё того же развала уже существующего производства.

Простейшая прикидка показы­вает объём постигающей нас экономической катастрофы. Валовой национальный продукт страны - один из основных по­казателей состояния экономики, принятых в международном со­обществе, после 3 процента при­роста в 1989 году снизился на 2 процента в 1990-м и приблизи­тельно на 20 процентов в 1991 году. При его прежнем уровне около 1.000 долларов в год на душу населения в среднем по СССР мы выходим на цифру бо­лее 50 миллиардов долларов по­терь только за прошедший год - и это лишь начало процесса: ведь новое 20-процентное падение производства "предусмотрено" уже на 1-й квартал 1992 года.

Очевидно, для того, чтобы окончательно не скатиться в бли­жайшие месяцы в пропасть тотальной разрухи, нужно вновь соединять воедино экономику расчленённой страны, то есть воссоздавать единый центр уничтожаемого государства. Но этот вариант явно стоит поперёк горла российскому руководст­ву - не для того оно разрушало страну, добиваясь самовластия, чтобы прийти к её воссоединению, ведь для него очевидно, что после уже учиненного в стране разгрома шансов на победу на новых выборах у него нет.

Отсюда вариант второй: лю­быми путями вытягивать из меж­дународного сообщества креди­ты, чтобы ими заткнуть рот стремительно нищающему от сокращения производства, а следовательно, дефицита товаров и подъёма цен, народу. Например, Международным валютным фондом обещано 5 миллиардов долларов, при выполнении его усло­вий кредитования - составления бездефицитного бюджета. А как его составить, если производст­во и, следовательно, доходы от него сокращаются? Максимально поднять цены и налоги, то есть довести до минимума потребление населения, что эквивалентно тотальному дефициту, и макси­мально обобрать ещё действую­щие предприятия любой формы собственности, чтобы закрыть сверхобложением недополучен­ные доходы от парализованного народного хозяйства.

Поэтому продолжается "сшибание" кредитов (за которые, кстати, всё равно нам придётся расплачиваться) и выклянчивание помощи где только возмож­но, под любые политические авансы: отказ от былых союзни­ков, одностороннее разоружение, тарриториальные уступки - тут сто миллионов, там миллиард… В этом и суть правительственной программы Гайдара, метко сформулированной ещё его де­дом (правда, по другому пово­ду) – "нам бы день простоять да ночь продержаться".

Стоит ли удивляться тому, что она нигде не публикуется? Ведь её расчёт не на максимальную ясность реформ, а, наоборот, на то, что народ удастся еще некоторое время, подурачить, рассказывая ему сказки про прива­тизацию, либерализацию, демо­нополизацию и т.п. И дело здесь не в том, что эти меры не нужны - они крайне необходи­мы для поднятия эффективности нашего народного хозяйства, а в том, что они сами по своему характеру долгосрочные, рассчи­танные на длительную перспек­тиву.

Глупо ожидать, что привати­зированное крупное, среднее, а в значительной мере и мелкое производство немедленно пойдет в рост: в него ещё нужно вло­жить средства, перестроить производственный процесс, обучить персонал, не говоря уже о налаживании производственных связей – на это уходят годы. А между тем развал экономики страны нарастает изо дня в день, и к тому времени, "пока травка подрастёт, лошадка с голоду умрёт".

Короче, говорить об этих средствах сейчас как о спасении на­шей экономики от краха всё равно, что лечить воспаление лёгких поливитаминами - какая-та польза от них будет, но на жизнь или смерть больного они серьёзно повлиять не способны. Так стоит ли упрекать Егора Гайдара за то, что он вместо них прописывает касторку?

Ведь по сути Гайдар и его команда выполняют социальный заказ лиц, сделавших свою ставку на расчленение единой страны, поскольку оно - его единственное правооснование на неограниченную власть. И то, что эта команда согласилась проводить заведомо разрушительную для государства эконо­мическую политику, польстив­шись на розданные ей прави­тельственные посты, лишь харак­теризует её вполне определён­ным образом.

Поэтому сейчас бессмысленно искать выход из постигшей нас катастрофы в экономической сфере - решение проблемы ле­жит целиком в политической об­ласти, в преодолении навязанно­го политическими верхушками раздела государства и воссоединении его экономики.

ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Вспомним, как в марте 91-го родилось предложение об учреж­дении президентства в РСФСР – в пику референдуму о единстве Союза, под лозунгами о недопущении подъёма цен и безболезненного перехода к рынку. Какова роль президента в конституцион­ном устройстве государства, в чём состоят его полномочия и чем ограничена его власть, короче, для чего он нужен - такие воп­росы по сути и не ставились. "Ударно" проведённые в крат­чайший срок выборы, затеянные под победу одного кандидата, точь-в-точь повторили "параг­вайский вариант", где несколько лет назад преемник Стресснера решил разыграть в три месяца похожий выборный спектакль, чтобы облечь себя законным еди­новластием.

На том и строился расчёт уст­роителей "президентского шоу": избиратели голосовали не столько за несуществующую ельцинскую программу выхода из кризиса, сколько против существовавшей диктатуры партолигархии и того тупика, в который она завела страну. Отсутствие реальной ельцинской программы компенсиро­валось тем, что у вождей КПСС её тоже не было, а любая третья альтернатива глушилась молние­носными выборами, перед кото­рыми невозможно было "с нуля" развернуть подлинную политиче­скую борьбу.

Так или иначе выбор "вождя" вместо программы, президента вместо конституции, которую он должен исполнять - это выбор новой диктатуры, я это в первую очередь осознает сам диктатор. Поэтому он, вопреки всем демо­кратическим нормам, чувствует себя вправе упразднять не принадлежащее ему государство, от­дать любую территорию России, разоружить свою страну точно так же, как он и его соратники прежде вооружали её - не счита­ясь с народом. Как и прежде, он может позволить себе править обкомовскими методами удельного самодержца, которому не­хитрая манипуляция с выборами позволила растянуть свой обком на большую часть России.

Неудивительно, что этот ре­цепт был затем растиражирован на всю страну, породив больших и малых князьков, - ведь он да­ёт уникальную возможность при­ватизации уже не общенародной собственности, а самого государ­ства вместе с его гражданами, мнение которых о "независимости" реально сводилось и сводит­ся к выбору между собственной правящей верхушкой и ельцинско-горбачёвской. И коль скоро и Ельцин, и Горбачёв так пре­успели в разрушении собственной страны, что ж странного в том, что единство под их руководством отвергли те, кто имел к тому хоть малейшую возможность?

Наивно думать, что СНГ яв­ляется какой-то новой формой соединения поделенного государства - не для того его дели­ли. Это очередной блеф, при­званный "смягчить" для страны переход от единого к Удельно-княжескому существованию: ведь основа СНГ - не самоогра­ничение суверенитетов во имя единства, как в ЕЭС, а невоз­можность мгновенно растащить единое государство на сувере­нитеты.

В разделе страны самый вер­ный союзник режима - те между­народные силы, которые видят в уничтожении сильной России свой политический выигрыш - устранение мощного стратегиче­ского конкурента. Ведь новые власти воплощают в жизнь из­вечную, до сих пор нереализо­ванную мечту всех её недругов от Чингисхана до Гитлера, пре­вращая великую державу в но­вый континент третьего мира с разваленной экономикой, в сырь­евой придаток "цивилизованных стран", выступающих судьями в его раздорах. Разве такое по­хвальное рвение не достойно Но­белевской премии?

История России последних 400 лет ещё не знала столь враждеб­ного ей правительства, как нынешнее. Его можно сравнить лишь с предательством Руси боя­рами Смутного времени, согласными на любой её раздел и го­товыми ухватиться за любую иноземную поддержку в борьбе за собственную власть. Миф, ле­жащий в основе современного её передела, - РСФСР как некая подлинная Россия внутри СССР. Нас убеждают в неизбежности распада сталинской империи, праве наций на самоопределение и в том, что историю нельзя по­вернуть вспять - уж что случи­лось, того не вернёшь.

Но о каком распаде сталин­ской империи может идти речь, если сами "суверенные" республики и автономии - плод поли­тиканских игр "отца народов", его соратников и наследников, ничего общего не имеющий с реальностью многовекового еди­ного государства, создававшего­ся отнюдь не Сталиным? Отказ от сталинизма - это, в первую очередь, ликвидация сетки фик­тивных границ, наброшенной им на единую страну. О каком реальном праве наций на само­определение может идти речь, если ни одна "самоопределяю­щаяся" республика не признаёт права на самоопределение внут­ри себя самой? О какой необра­тимости событий можно гово­рить, если полгода назад, отделив от страны Прибалтику, несмотря на полвека современ­ного и два столетия предыдуще­го её вхождения в состав Рос­сии, нас уже вернули к временам Брест-Литовского мира 1918 го­да?

Деление на автономии в Российской Федерации столь же фиктивно, как и в СССР, нации которого перемешивались в те­чение столетий. Её "суверенизация" по нынешнему рецепту, ко­торая уже идёт полным хо­дом, - следующий этап уничто­жения России. Те, кто сегодня толкают страну к "новым реа­лиям", в действительности готовы отбросить нас в XV век, если не ранее - и уже на примере Союза видно, каким опустоше­нием нам это грозит. Прави­тельство, сознательно разрушающее свою страну, не просто предаёт её, оно - антинационально, и чем дольше оно находится у власти, тем тяжелее сло­жится наше будущее.

ПУТЬ К НАРОДОВЛАСТИЮ

Судьба России, преданной и растерзанной своими руководите­лями, перастала быть вопросом узкопартийной ориентации - она стала общенациональной за­дачей, от решения которой зави­сит само её существование - основа для любого дальнейшего развития. Лучше всего сознаёт сам народ,   который, не­смотря на официозную пропа­ганду, напоминающую извест­ный мотив "все хорошо, прекрас­ная маркиза", и засилье телепро­грамм, равняющихся на круг интересов американской домохо­зяйки, не удалось превратить в нацию бройлеров, годных лишь на "ножки Буша". "Марш к "Бе­лому дому" собрал в своих ря­дах столь огромное число участ­ников отнюдь не потому, что все они разделяют коммунистиче­ские убеждения: их сплотило осо­знание необходимости немедлен­но   действовать, чтобы остано­вить национальное разрушение. Это "единство снизу" говорит о необходимости объединения всех сил, принципиально оппози­ционных режиму как в центре страны, так и в её регионах, в Народный фронт, сходный по своим задачам с движением Со­противления военных лет. Угро­за, нависшая над государством в целом, как и в годы войны, де­лает вторичными различия во взглядах коммунистов и монар­хистов, рабочих и предпринима­телей, верующих и атеистов, ибо только их совместные действия могут спасти его от нищеты и политического хаоса, что являет­ся общим интересом всех. Этот общий интерес состоит в сохра­нении существующей многие века реальности: единая Россия всегда была и будет многона­циональной, и выделение в ней старших и младших наций, рес­публик и автономий, коренного и некоренного населения - безу­мие, разрушающее и страну в целом, и любую её часть в от­дельности.

Россия также не может более позволить себе недемократичес­кий путь развития: можно разделить идеалы коммунистического равенства или Монархий как единого национального центра, стоящего над идеологиями, но Нельзя вновь допустить форму правления, при которой ряд та­ких выдающихся личностей, как Пётр Первый или Екатерина Ве­ликая, сводился бы к Николаю Второму, доведшему дело своих предков до разрушения, равно как ряд крупных политиков, ка­кими были Ленин, Сталин или Троцкий, выродился в деятелей типа Горбачёва и Ельцина.

Наиболее полно воплотить эти требования может только созыв Учредительного собрания Российского государства, так как оно одно позволяет на законной основе положить конец национально-политической тра­гедии России. В конечном счёте существовать Союзу ССР или нет, кто и в каких границах желает самоопределиться, а кто - жить в одной стране и какой она должна быть, должны решать сами её жители, а не их правящие верхушки, путём сго­вора расписавшие на вотчины единое государство. Поэтому ликвидация последствий августовско-декабрьского государст­венного переворота 91 года и восстановление территориальной целостности страны - первый шаг в политическом решении нынешнего кризиса.

Учредительное собрание не Съезд народных депутатов и не Верховный Совет. Его задача - через специально избранных представителей определить форму правления в России и принять её конституцию, тем самым положив конец маскирующимся под демо­кратию диктатурам, при которых очередной срочно перекрасив­шийся "ген" или просто "сек" "обстругивает" под себя законы страны. Подлинная демократия тем и отличается от демократи­ческой бутафории, что в ней из­начально появляется конститу­ция, а не должностные лица, призванные её исполнять. Конституция должна определить по­рядок управления, в котором бу­дет жить государство, а не облечь видимостью законности тех, кто уже прирос к госаппарату.

Такой подход позволит прой­ти путём, по которому уже про­шли все страны с развитой системой представительного народ­ного правления. Итогом может стать, если на то будет воля Учредительного собрания, образова­ние сильного государства с ре­альной децентрализацией власти и единым национальным граждан­ством. Воссоздание национальных рамок страны станет тем холстом политической стабильности, на котором станет возможной любая картина экономических преобра­зований. И здесь каждая идеология сможет предложить свой рецепт, зная, что народ свободен его выбрать или отвергнуть. Сегодня же новые диктатуры деко­рируются под демократию и пы­таются, стравив народы России, вновь увести её от демократиче­ского выбора.

В подлинно демократическом развитии России наряду с самы­ми широкими слоями её населения должны быть заинтересова­ны прежде всего её предпринима­тели, ибо тоталитарный режим в любой его версии сделает их ли­бо дойной коровой, призванной окупить его экономические аван­тюры, либо козлом отпущения за учинённую в стране разруху. Се­годня от их участия в политиче­ской жизни государства в значи­тельной степени зависит, пойдёт ли оно по демократическому пу­ти развития или станет очеред­ным полем проверки экономиче­ских теорий для мини- и макси-диктатур. Основа завтрашнего процветания России не только в экономическом опыте и здравом смысле отечественных деловых людей, нужном для восстановле­ния её разрушенной экономики, но и в их политической солидар­ности с народом, отстаивающим своё национальное единство.

Нищета и национальное униже­ние, на которые толкает нынеш­ний режим Россию, вынужденную жить на подачки, сделали очевидным, что у него нет соци­альной базы, и потому он pyхнет так же, как рухнул прогнивший горбачёвский режим. Неизбеж­ный социальный взрыв, который его сметёт, не должен породить вслед за "царём Борисом" череду новых лжедмитриев. России нужны не голодные бунты, а де­мократическая, бескровная рево­люция, которая установит подлин­ное народовластие.

Валерий СМИРНОВ,

Генеральный директор кооператива "Эксинтер",

кандидат экономических наук.

 

 

Главная / Книга 3 / Особое мнение. "Революция, а не бунт". Валерий СМИРНОВ.

Hosted by uCoz