Главная / Книга 2 / Размышления политолога. "Пророки и отечество". Василий МИТРОХИН.

 


 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОЛИТОЛОГА

Пророки и отечество

Жанр социального пророчества всегда занинмал почётное место в среде начинающих, манститых и заканчивающих свою карьеру полинтиков. Ренессанс этого вида мыслительной деянтельности у нас начался в эпоху перестройки и достиг апогея в последние дни.

 

Граждане разорённого и уже бывшего Союза со всех сторон обложены ныне умственными трудами малых и больших, прошлых, настоящих и будущих вожндей, архитекторов и технологов перестройки - левой, правой, центристской, либеральной, коммунистической, монархической и всякой иной ориентации, которые знают, с чего начать, что делать и куда двигаться по одиночке и всем вместе.

Не успела высохнуть типонграфская краска на последнем здании "Исповеди на заданную тему" Б. Ельцина, как появилось "Хождение во власть" А. Собчака. Только пресса и общественность пережили это событие, как подоспели книги Р. Хасбулатова, Попова... Средства массовой информации широко оповестили мир о новой книге М. Горбачева. К этому следует добавить множество коллективных пророчеств о том, как мы будем жить и чувнствовать себя на 100-й... 200-й... 500-й день, что произойдет спунстя полгода и что случится понлезного в январе, марте и февнрале.

Замечено, что за годы перенстройки в нашей стране возникнло два своеобразных феномена и оба в сфере политики, которые достойны быть занесёнными в Книгу рекордов Гиннесса: пернвый связан с количеством прензидентов на душу полуголодного населения, второй - с числом мемуарно-пророческой литерантуры, изготовляемой ими и их окружением.

Прочитав в период перманентного стояния в очередях труды политических пророков совренменности, я обратился к более ранним источникам, дабы понять диалектику умственного прогресса правящей элиты, а заодно попытаться ответить на вопрос: почему вместе с ростом в арифментической прогрессии числа и тиражей мемуарно-пророческой литературы, изготовляемой вронде бы функционирующими функционерами различного раннга, в геометрической прогрессии нарастают проблемы в ведомстнвах и департаментах, которые эти функционеры возглавляют? Подобная работа привела к весьнма любопытным результатам.

Оказалось, что произошла ненкоторая смена первоисточников, из которых черпались основные идеи пророчеств и практической политики. Если до 1985 года донминировали Маркс, Энгельс, Леннин, а с 1985 по 1990 год они понстепенно заменялись на современные авторитеты, то в последнее время как-то неожиданно из-за теоретических и политических кулис появился Лев Давидович Троцкий. Причём многие современные теоретики перестройки и её пророки по причине слабого знакомства с политической истонрией и не догадывались об идейнной и политической близости к "буйному революционеру", особенно в части ориентиров и технологий осуществления перестроек в зависимости от конкретных обстоятельств.

"Чтобы лучше понять характер нынешнего СССР, - писал Лев Троцкий в 1936 году в своей книге "Что такое СССР и куда он идёт?", - привлечём два гинпотетических варианта   будущего. Представим себе, что советнская бюрократия низвергнута ренволюционной   партией, которая имеет все качества старого больншевизма и в то же время обонгащена мировым опытом понследнего периода. Такого рода партия начала бы с восстановленния демократии профессиональнных союзов и советов. Она могнла бы и должна была бы восстановить свободу советских партий. Вместе с массами и во гланве их она произвела   бы беспонщадную чистку государственного аппарата. Она уничтожила бы чины и ордена, всякие вообще привилегии и ограничила бы ненравенство в оплате труда жизнненно необходимыми потребнонстями хозяйства и государственнного аппарата. Она дала бы молодёжи возможность самостоянтельно мыслить, учиться, критинковать и формироваться. Она внесла бы глубокие изменения в распределение народного дохода в соответствии с интересами и волей рабочих и крестьянских масс. Но поскольку дело касаетнся отношений собственности, нонвой власти не пришлось бы прибегать к революционным мерам. Она продолжала и развила бы дальше опыт планового хозяйнства. После политической революции, т.е. низложения бюронкратии, пролетариату пришлось бы в экономике произвести ряд важнейших реформ, но не новую социальную революцию".

Заглянем в "труды" идеологов и технологов перестройки, опубнликованные до августа 1991 гонда: сотни, тысячи страниц текнста, но смысл их, похоже, от Льва Давидовича, те же цели: ненобходимость обогащения миронвым опытом и реформа партии, восстановление демократических начал в деятельности Советов и профсоюзов, уничтожение привинлегий... Автор этой статьи никонгда не был сторонником ни теоретических воззрений, ни метондов политической деятельности Троцкого. Но в данном случае признаю, что он оказался весьма дальновидным политиком, постанвив в своё время вопрос о том, что могла бы и должна была бы сделать в ходе перестройки понлитическая партия, находящаяся у власти.

Могла, но не сделала. Вопренки Троцкому она не произвела беспощадную чистку государстнвенного и партийного аппарата, ограничившись косметическим ренмонтом административной синстемы и пересаживанием преднставителей партийно-государстнвенной номенклатуры из одного в другое кресло. Она не уничтонжила привилегий, не дала возможности молодежи самостоянтельно и активно участвовать в социально-политической жизни. Она мало что сделала рационального и справедливого в сфере экономики, подменяя практиченскую работу обсуждением беснконечного числа полуутопиченских программ и прожектов.

Финал известен. Август 1991 года подвёл почти окончательнную черту под первым гипотетинческим вариантом развития иснторических событий, предложеннным Троцким. Он не мог предунгадать содержание политической борьбы за власть в августовские дни 1991 года. Но оставил для нас своеобразный сценарий разнвития событий и по второму варианту. "Если, наоборот, - писал он в той же книге, - правящую советскую касту низвергла бы буржуазная партия, она нашла бы немало готовых слуг среди нынешних бюрократов, админинстраторов, техников, директоров, партийных секретарей, вообще привилегированных верхов. Чистнка государственного аппарата поннадобилась бы, конечно, и в этом случае, но буржуазной реставранции пришлось бы, пожалуй, вынчистить меньше народу, чем ренволюционной партии. Главной задачей новой власти было бы, однако, восстановление частной собственности на средства пронизводства". И далее:

лПрежде всего потребовалось бы создание условий для выденления из слабых колхозов крепнких фермеров и для превращения сильных колхозов в производстнвенные кооперативы буржуазнонго типа, в сельскохозяйственные акционерные компании. В области промышленности денационализация началась бы с предприятий лёгкой и пищевой промышнленности. Плановое начало пренвратилось бы на переходный период в серию компромиссов между государственной властью и отдельными "корпорациями", т.е. потенциальными собственнинками из советских капитанов промышленности, их бывших собстнвенников-эмигрантов и иностраннных капиталистов. Несмотря на то, что советская бюрократия многое подготовила для буржуазной реставрации в области форм собственности и методов хонзяйства, новый режим должен был бы произвести не реформу, а социальный переворот".

Можно по разному относиться к Троцкому. Но если кому-то из вождей перестройки придёт в гонлову мысль поставить в Алекнсандровском саду стелу с именанми их отцов, то право стоять в этом списке первым вполне монжет принадлежать этому опальнному "революционеру". Ибо на двух страницах текста, написаннного более 50 лет назад, он сказал то, что так и не смогли или не захотели сказать "революнционеры" современной эпохи.

Лев Троцкий ошибся, пожалуй, в одном - правящую советскую касту низвергла не буржуазная партия; таковой просто не оканзалось к августу 1931 года. Она низверглась сама, по причине внутреннего саморазложения и неспособности предложить общенству программу реального выхонда из тотального кризиса. А еснли быть более точным, то саморазложение поразило прежде всего верхний эшелон, пользуясь терминологией Троцкого, правянщей партийной касты. Вожди создали подобную модель партии, они же и привели её к трагиченскому финалу. Причём наиболее вёрткие из них вовремя смогли перескочить, как справедливо занметил в одном из своих интервью Н. Травкин, из одной политико-идеологической телеги на друнгую, более удобную и безопаснную.

Столь уникальное ниспровернжение правящей касты, когда её вроде бы уже нет, но в то же время везде мелькают её знаконмые лица, создало в стране и весьма уникальную ситуацию. Одна из её поразительных осонбенностей заключается в том, что в обществе, несмотря на голод, холод, беззаконие и другие кринчащие проблемы, требующие энергичной работы всех властнных структур, по-прежнему правит бал социальная демагогия и непрофессиональный политиченский авантюризм, основанные на утопическом мышлении, примитизированном понимании логики общественного развития.

Современные идеологи, похоже, решили обойти Троцкого в вопнросах мифологии, искусно заманскированной под общественный анализ, преследуя при этом ненмало вполне конкретных политинко-идеологических целей. "Теорентическое" ядро одного из танких мифологизмов составляет тензис о том, что страна наша - это страна рабов и посему в ней не возможны демократические пренобразования. Подобный вывод допустим начинающим публицинстам в пылу полемики. Но вся проблема в том, что исходит он от мужей вполне государственнных, номенклатурных, к сужденниям которых прислушиваются, и звучит спустя лишь сто с ненбольшим дней после августовских событий и победы революнционно-демократической власти. Нельзя оставить без внимания и "случайно" совпавших по временни и смыслу громких пророчеств заметных людей страны о коннсолидации консервативных сил, об обострении почти классовой борьбы, о новом ГКЧП, о гонлоде, холоде, винных, соляных бунтах и т.д. и т.п.

Примечательно, что публичные заявления подобного свойства делаются не оппозиционерами, наблюдающими государственную жизнь со стороны, а людьми, населяющими, причём давно, верншину пирамиды политической и иной власти.

Есть немало оснований преднположить, что подобные прорончества являются специфической формой социально-идеологической подготовки к серьёзным политическим и иным событиям. Пока лишь не ясно, кто будет их субънектами и в каком направлении они могут развиваться. По всей вероятности, речь может идти о второй - после августовских событий - тоталитарной волне в системе властных отношений, и одновременно о попытке упрежндающей дискредитации массовонго социального движения трудянщихся в защиту своих элеменнтарных прав. Праведное возмунщение может оседлать реакция, заявил за несколько дней до отставки М. Горбачёв. Поннять истинный смысл этих слов можно было бы, если бы они прозвучали 4-5 лет назад. Сенгодня они воспринимаются лишь как попытка искусственного сонединения возможного социальнонго возмущения людей, вызваннонго бездеятельностью власти и её иррациональной политикой, с силами, традиционно в подобных случаях называемыми реакционнными. Причём этим силам уже уготована роль противоправных зачинщиков.

Всё это очень напоминает сценнарии известных событий 30-х годов в Германии и Италии и более свежих событий в Чили, конгда усилиями предварительно наэлектризованной идеологиченским, пропагандистским допиннгом люмпенизированной части обнщества, особенно населения крупнных городов, решались задачи борьбы с неугодной оппозицией и оправдания усиливающегося тоталитаризма.

Попытаюсь найти ответ о причинах подобного поворота собынтий. Есть смысл  вновь вернутьнся к прогнозу Троцкого и воснпроизвести его заключительную часть: "Несмотря на то, что сонветская бюрократия многое поднготовила для буржуазной реставнрации в области форм собственнности и методов хозяйства, нонвый режим должен был бы пронизвести не реформу, а социальный переворот". Но ситуация складывалась таким образом, что политические силы, пришедшие к власти, оказались неспособными к цивилизованному социальному перевороту. Интеллектунальных, политических, профессиональных усилий хватило на "недоворот", позволивший сохранить остов командно-административной системы, но перевести её в режим так называемого демократически-феодального функциионирования. Всё или почти всё, что происходит в области государственного переустройства, хонзяйственного реформирования, подтверждает этот вывод. По-прежнему не находит своего реального хозяина собственность, на принципах феодальных оброков строится налоговая система, феодальные подачки напоминают механизм оплаты труда, в худший вариант натурального обмена эпохи раннего феодализма превратились бартерные сделки. Новгородский купец XVII века оказался бы сегодня более полезнным в части   внедрения рыночных отношений, нежели все вместе взятые академики и доктора экономических наук.

Расцвет демократического феодализма особенно заметен в сфере политической власти. Идея перевернутой пирамиды власти, обоснованная в своё время Б. Ельциным, нашла множество горячих сторонников как в центре, так и на местах. Раздел бывшего союзного государства по департаментам и землям вступил в свою критическую стадию. Этнографы и политологи подсчитали, что если феодализация земель пойдет такими темпами, как сегодня, то к 2000 году на территории СССР будет создано свыше 250 самостоятельных княжеств-государств.

Сегодня всё большее число людей начинает осознавать, что тонтальная феодализация нашей жизни несовместима с реальной цивилизованной демократией, и дело здесь не в рабской психологии нанрода, а в идеологии и политике возрождающегося неототалитаризма, что только с его помощью можно сохранить складывающиеся режимы политического правления, известные по формуле "Разделяй и властвуй".

В контексте этой формулы следует рассматривать и всё усиливающуюся конфронтацию властных структур России, Украины, других государств по поводу раздела бывшего союзного государства и атрибутов государственной власти.

"Когда с торжеством разделили

Наследники царство и трон, - писал Саша Чёрный, -

То новый Шаблон, - говорили, -

Похож был на старый Шаблон"

Судя по всему, новый Шаблон, по которому кроится сегодня наша жизнь, не тянет на старый, но и не имеет аналогов в цивилизованном мире.

Остаётся надеяться, что это не окончательная модель нашего понвседневного бытия. Надеяться и просить арендаторов политической власти не опрокинуть госундарственную телегу на очередном повороте творимой ими истории. Просить их в интересах дела уменьшить число штатных полинтических предсказателей, заменнив их людьми, способными выполнять более скромные и более полезные функции.

Василий МИТРОХИН.

Кандидат философских наук. г. Москва.

 

Главная / Книга 2 / Размышления политолога. "Пророки и отечество". Василий МИТРОХИН.

Hosted by uCoz